Что значит «беречь язык. Беречь родной язык Опорный конспект «Что делает человека известным?»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

ЭССЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

НА ТЕМУ:

ЯЗЫК НАДО БЕРЕЧЬ!

Выполнила:

студентка I курса

музыкального отделения ГОУ СПО СОКИ

Мигунова Анастасия Витальевна

Проверила:

преподаватель ГОУ СПО СОКИ

ЦК «Общеобразовательные дисциплины»

Цветкова Елена Алексеевна

Саратов

2014

«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

А.М. Горький

Язык – средство общения людей, средство их воспитания и восприятия окружающего мира. Без хорошего знания русского языка, который для нас является ещё и родным, без умения грамотно писать, говорить, нельзя считать себя образованным человеком, нельзя достичь успеха в жизни. Но все ли стремятся к тому, чтобы хорошо владеть родным языком?

Следуя модным веяниям в среде молодёжи, многие из нас начинают вытеснять родной язык, замусоривая его жаргонизмами, англицизмами, новомодным интернет-сленгом. С определённого возраста молодые люди и девушки окунаются в стихию молодежного сленга, и если не осознают вреда от такого купания, то вскоре вообще разучиваются говорить по-русски. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются» и тому подобное. Таким образом, разучиваются говорить русским литературным языком и, соответственно, утрачивают способность грамотно излагать свои мысли, способность полноценно общаться и понимать друг друга.

Но одно дело, когда мы сознательно лишаем себя возможности умело владеть языком. И совсем другое – когда убиваем родной язык. Ведь наш язык живой, развивающийся. И именно мы являемся его хранителями и создателями на современном этапе. Обидно становится оттого, что мы даже не осознаём того, что так жестоко поступаем с языком. Мы с юных лет губим в себе не только любовь к родному слову, но и способность чувствовать язык, видеть его красоту и богатство. И губим себя, потому что в речи, как в зеркале, отражается весь человек, его сущность, глубина души.

Если язык современников перестанет развиваться, то лет через двести-триста наш он оскудеет, утратит свою красоту. А наши потомки не смогут понять произведений классиков русской литературы. Да и сами мы постепенно утратим способность понимать друг друга – это можно наблюдать уже сейчас: разве может понять пожилой культурный человек молодёжный сленг?

На протяжении веков русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говорится, совершенству нет предела: многие поколения будут дополнять, способствовать развитию языка. Будут, если мы сейчас образумимся, если начнём бережно относиться к родному языку, если будем беречь и любить его. Поэтому главная задача для нас – сохранить русский язык, не дать ему умереть. Ведь если исчезнет язык, то вскоре прекратит своё существование и нация.

Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех специальностей Это наш великий, могучий язык Русский язык - это национальный язык великого русского народа При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, --результат опыта, жизни. Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы. Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык - это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим» . Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа.

Что значит «беречь язык»? «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» - призывал замечательный знаток и мастер языка И.С.Тургенев. Что значит «беречь язык»?От кого или от чего беречь? Разве у языка есть враги или ему грозят какие – то опасности? Да. Первая опасность – это искажение в результате невежества, невладения языком. Недостаточная культура. Слабое знание языка. Искажения возникают из – за неверного употребления слов. Искалеченные слова сильно засоряют наш язык. Изгнать их из языка бывает очень трудно. Пример. Многие малограмотные люди произносили слово «молодежь» (портфель, процент) С этим боролись педагоги в школах, об этом писали языковеды и мастера языка. Все напрасно. Но чудо произошло: поэт Л.Ошанин написал известный «Гимн молодежи»: Эту песню запевает молодежь! Эту песню не задушишь, не убьешь! Тут уж никак не произнесешь неверно: этому мешает и ритм песни, и рифма. К сожалению, есть и противоположные примеры. Вы, наверное, помните песню, которую исполняет Марина Хлебникова: «Чашку кофею я тебе бодрящего налью и по – настоящему спою новую песню…» Мало того, что в некоторых последних орфографических словарях разрешено, допускается слово «кофе» употреблять и в среднем роде…, так здесь это слово еще и склоняется, хотя по литературной норме слово «кофе» принадлежит к несклоняемым существительным. Вторая опасность – варваризмы, иностранные слова, их засилье, неоправданное употребление. Но наш родной русский язык – один из самых совершенных, отточенных, гибких языков мира.(Л.Успенский) М.Ломоносов находил в нем соединенные вместе «великолепие ишпанского, живостьфранцузского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Слайд 37 из презентации «Состояние русского языка» к урокам русского языка на тему «Русский язык»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Состояние русского языка.ppt» можно в zip-архиве размером 208 КБ.

Скачать презентацию

Русский язык

«Особенности русского языка» - Лексические особенности русского языка. Русский национальный язык. Система знаковых единиц. Распространение. Статус. Федеральный закон. Фонетические особенности русского языка. Великий язык. Языкознание. Законы развития языка. Вариантность нормы. Гостиница. Связь языкознания с другими науками. Государственные и официальные языки в РФ.

«Технология диалога культур» - Разговорное выражение. Подготовка к сочинению. Киргизский эпос. Киргизский эпос «Манас». Творческая работа. Русская литература. Анализ рассказа. Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Примеры пословиц. Нарт. Добрым молодцам урок. Аналитическая работа по тексту. Домочадцы. Встреча с горцами.

«Диалог культур» - Актуализация проблем. Бить баклуши. Пословицы. Диалог культур как методический принцип. Диалог культур. Примеры использования методики. Беседа о значении слов. Свой хлеб. Обучение школьников. Сравнительно-сопоставительный метод. Термин «диалог культур». Принципы методики РКН. Концептный метод. Включение данного слова в словосочетание.

«Русский язык в современном мире» - На всей земле был один язык и одно наречие. Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом. Выводы. Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов. Эмоции, образы и понятия. Положение английского языка в мире. Русский язык в современном мире. Число русскоязычного населения в бывшем СССР.

«Русский литературный язык» - Русский язык. Язык межнационального общения. Процесс формирования русского национального языка. Русский язык является языком межнационального общения. Место русского языка. Кодификация. Русский литературный язык. Роль в развитии языков. Термин. Лексика. Норма. Исторические закономерности. Фонетика. Место русского языка среди славянских языков.

«Состояние русского языка» - Образуйте множественное число от существительных. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Что значит «беречь язык». Открытый урок «Родное слово». Чемпионат мира. Задание. Что значит любить свой язык. Русская речь. Каковы критерии отбора слов. Перепишите предложения. Финальный турнир по русскому языку.

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текста-рассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.

«Нужно ли бережно относиться к родному языку?»

1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?


Образец работы над текстом-рассуждением

«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?»

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?

2. Как можно избежать конфликтов?

3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?

4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?


Опорный конспект «Что делает человека известным?»

Зачем беречь родной язык и от кого ее защищать?
История сообщает, что были времена, когда знание родного языка считалось немодным, непрестижным. Когда даже малограмотные люди пытались отдать своих детей в школы с русским обучением, думая, что тогда их дети станут умнее, культурнее.
Обратите внимание, как говорят в нашем городе. Большинство просто "эмигранты" собственного языка, пользующихся суржике и одолженной напивскаличеною русском языке. И как тут не вспомнить талантливого писателя Н. В. Гоголя и его повесть "Тарас Бульба": "Свой со своим не желает разговаривать, свой своего продает … Перенимают неизвестно какие обычаи, брезгуют языку своему". Именно от таких людей и следует защищать родной язык. ее следует оберегать от безумной количества заимствованных слов (если у нас есть собственные аналоги). Надо ограничить их количество.
Национальная глухота и бодрость и доказали язык и культуру в Украине до позорного состояния, из которого теперь смеется весь мир.
Пренебрежение к украинской культуре густым бурьяном растет в душах и украинским, и русским. Сегодня украинский язык, которому предоставлен статус государственного, развиваться и процветать. Это очень важно.
Украинский язык — один из популярнейших славянских языков. Она привлекает внимание ученых и языковедов мира не только мелодичностью, но и глубоким смыслом. Ею восхищаются, ее изучают, исследуют не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Итак, украинский язык мы должны беречь, ибо:
Наша мово незабываемая,
Ты — прошлое и будущее!
Чистая, как вода из колодца,
Ты — знамя и сокровищница!
Наш язык и наша слава,
Язык есть — то есть и государство!